Стейблкоины сформируют параллельную систему денежного обращения с ограниченной способностью регуляторов контролировать денежные потоки и прогнозировать потребности в ликвидности. Таким образом, их легализация в американской финансовой системе влечет за собой существенные риски для финансовой стабильности. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Стейблкоин вместо векселя: как Дональд Трамп переводит пузырь госдолга в цифру», подготовленном экспертами Фонда Росконгресс.
Команда Трампа, вероятно, преследует три взаимосвязанные цели. Первая – ослабление влияния Федеральной резервной системы (ФРС) на денежно‑кредитную политику посредством формирования неподконтрольного ей крупного сегмента краткосрочного фондирования. Вторая – укрепление международных позиций доллара через внедрение американской валюты в криптовалютные платежные системы. Третья – привлечение новой группы инвесторов на рынок казначейских ценных бумаг, которая традиционно стремилась уйти от государственного контроля и инвестиций в гособлигации, но с готовностью вкладывает средства в криптовалютные инструменты.
Новая структура владения госдолгом через компании – эмитенты стейблкоинов открывает для американской администрации новые способы влиять на рынок гособлигаций. Ситуацию можно сравнить с отменой золотого стандарта в 1971 году. Американское правительство создает новый финансовый инструмент для привлечения вложений в госдолг, сохраняя за собой возможность изменения правил при необходимости.
Оценки будущего размера рынка стейблкоинов демонстрируют широкий разброс. J.P. Morgan ожидает 500 млрд долларов к 2028 году, Standard Chartered – 2 трлн долларов к этой же дате, Bernstein – 4 трлн к 2035 году. Министр финансов США Скотт Бессент называл цифру 2 трлн на ближайшую перспективу. Citigroup прогнозирует 4 трлн к 2030 году.
Самые серьезные риски, обусловленные расширением рынка стейблкоинов, могут проявиться в секторе фондов денежного рынка, традиционно доминирующих в краткосрочных казначейских векселях. Выход стейблкоин‑эмитентов как крупных покупателей создает конкуренцию за ограниченное предложение коротких бумаг. При наступлении шока, сопоставимого с событиями 2008 года или последующим кризисом фондов денежного рынка, вероятна массовая распродажа казначейских векселей для выполнения обязательств перед инвесторами. При потере доверия к стейблкоинам владельцы начнут переводить их в обычные доллары. Эмитенты окажутся вынуждены одномоментно реализовать десятки миллиардов долларов казначейских векселей для обеспечения погашений.
Стейблкоин‑эмитенты находятся за периметром традиционного банковского регулирования. Их операции не отслеживаются регуляторами в реальном времени, что осложняет прогнозирование потоков ликвидности на рынке краткосрочного фондирования. Формирование непрозрачного сектора на рынке краткосрочных казначейских векселей с потенциалом операций в сотни миллиардов долларов фундаментально поменяет условия, в которых проводится монетарная политика. ФРС утрачивает возможность точной калибровки объема предоставляемой системе ликвидности из‑за невозможности прогнозировать действия стейблкоин‑эмитентов и их клиентов. Это снизит эффективность инструментов денежной политики и может потребовать существенно более крупных интервенций регулятора для поддержания процентных ставок в целевом диапазоне.
Полный текст аналитического обзора опубликован на сайте Фонда Росконгресс и в Дзен-канале Фонда Росконгресс.
Спасибо за заявку!
Ваша заявка отправлена успешно.